История изобретения подшипников

podshipnikiНаиболее древние предшественники современных подшипников – круглые деревянные стволы, позволявшие перемещать крупные каменные блоки при строительстве пирамид Древнего Египта. К первым образцам упорного подшипника, устойчивого к воздействию значительных нагрузок при вращении вокруг оси, можно отнести входящую в конструкцию корабля Калигулы вращающуюся платформу.

Применение подшипника основано на превращении кинетической энергии, возникающей в результате трения тел, в тепловую аналогично высеканию искр для получения огня путем быстрого вращения палки или использования огнива. Этот же принцип лежит в использовании колес для перемещения колесницы, гончарного круга – для лепки глиняных сосудов, мельничных камней – для перемалывания зерна.

Изобретение колеса позволило снизить значение препятствующей движению силы трения заменой скольжения качением. Дополнительно уменьшить трение, приводящее к нагреву элементов подшипника, помогает применение смазки.

В качестве смазывающего материала в различные исторические периоды использовались растительные масла, животные жиры, мази, включающие древесные смолы или термически обработанную нефть. В 20-м веке получили распространение минеральные масла.

Первое использование стыка качения для передачи движения, характерное для фрикционных бесступенчатых передач, – изобретенный в Древней Греции примерно за 330 лет до н. э. таран. В его устройстве была задействована перемещаемая по желобкам корзина с роликами. С помощью соединенных с ней канатов производилось управление работой осадной вышки.

После окончания второй мировой войны появилось множество новых видов подшипников: безмаслянные, гибридные, имеющие низкий момент вращения, используемые в микроэлектронике, с телами качения, изготовленными из керамики и другие skf подшипники.

С разработкой подшипников на основе керамики, в частности из нитрида кремния, характеристики этих деталей значительно улучшились – снизилась плотность, повысилась стойкость к износу, усталости, заклиниванию, высоким температурам, увеличились твердость и химическая стабильность.

Керамические шарики и кольца более упругие и лучше выдерживают повышенные температуры, чем изготовленные из стали. Они широко востребованы в авиационно-космической промышленности, для производства различных видов приборов, оружия.