Подшипники — от древности до наших дней

podshipniki-istoriyaСовременный мир наполнен множеством чудес, которые человек привычно не желает замечать. Новинки технического прогресса сегодня способны заинтересовать лишь функционально. Вопрос «Что же находится внутри» с возрастом становится неактуальным, а ремонт сломанного прибора или механизма доверяется профессионалам. На многое попросту нет времени, останавливаться нельзя, необходимо двигаться дальше, т.к. жизнь – движение. А движению механизмов призваны помочь подшипники, с внушительным ассортиментом которых в Екатеринбурге можно ознакомиться через каталог сайта http://tdroskomplekt.ru/ Об истории подшипника и пойдет повествование дальше.

Человечество очень давно и активно пользуется подшипниками. Настойчивый поиск путей решения задачи по преодолению силы трения дал возможность появления первых «архиподшипников» скольжения практически на заре человечества, более 7000 лет назад. Древнейшие каменные подшипники, использовавшие скольжение для преодоления трения, обнаруженные археологами, предназначались для применения первых устройствах для прядения и сверления. Кстати, к этому же периоду принято относить и зарождение стоматологии.

Изобретение колеса 5000 лет назад ознаменовало новый этап в истории развития подшипников. Уже в III-м тыс. до н.э. получили распространение ролики и шары из камня, которые научились применять при перемещении тяжелых грузов. Ограниченность такого прогрессивного метода была вызвана лишь отсутствием в те времена дорог с твердым покрытием. Аналогичным способом в Петровской России осуществляли транспортировку первых кораблей отечественного флота.

Для преодоления силы трения в подшипниках стали использовать различные растительные и животные жиры, первые смазки на Востоке получали путем длительной термической обработки нефти, в России для подобных целей служил березовый деготь. Состав первых смазок для подшипников был примерно одинаков в различных уголках мира: определенный минерал (часто кальций) смешивался с вязким натуральным маслом или жиром. Смазки в таком виде просуществовали до XIX века.

Затем увеличение скоростей движения смазываемых поверхностей, продиктованное ускорением технического прогресса, стало толчком к изобретению смазок на минеральных маслах, такие смазки существуют и сегодня. Вторая половина XX века и период развития технологий обработки материалов вызвали к жизни синтетическую смазку. Сегодня, в эру нанотехнологий, подход к работе со всеми веществами осуществляется на новом, молекулярном уровне.

Возвращаясь к конструкции подшипника, нельзя не упомянуть и важность такого изобретения, как сепаратор, истоки которого берут в конструкции осадных вышек полководца Александра Великого, таран которых перемещался по роликам в желобках, сами же ролики разделялись между собой с помощью корзин, не позволявших устройству разрушиться.

В первом веке нашей эры по приказу Гая Юлия Цезаря были построены два внушительных размеров корабля, при создании которых были использованы все передовые технологии того времени. Несмотря на то, что в 41-м году, сразу после смерти Юлия Цезаря, те корабли затопили в озере Неми (Италия), в двадцатых годах прошлого столетия их удалось поднять. Среди множества удивительных для I века устройств на кораблях обнаружили подшипники качения поворотных платформ, использовавшие конусообразные ролики и бронзовые шары, вращавшиеся вокруг оси. Устройство тех подшипников было достаточно близко к современному. До обнаружения этой находки долгое время лавры изобретения подшипника качения приписывались Леонардо да Винчи.

Начиная с XVIII века разнообразные подшипники стали применять в станочном оборудованим. В XIX-м веке был сконструирован подшипник для железнодорожных колес. 1853-й год – время изобретения Ф.Фишером устройства для шлифования металлических шариков, этот шаг стал толчком для появления компании FAG, специализирующейся на производстве подшипников. Позже, в 1907-м появилась производящая подшипники качения компания SKF. Роликовые подшипники, «умеющие» работать в условиях огромных нагрузок, были изобретены в 1920-м. А 1945-й год подарил миру безмасляные подшипники скольжения.

Послевоенный бурный рост промышленного производства, продолжающийся до настоящих дней, вызвал появление огромного разнообразия видов подшипников с различными техническими характеристиками, для использования в различных сферах производства и решения различных задач.