Рынок хозтоваров в России

Рынок хозтоваров в РоссииХозтовары — это обобщенное название большого перечня товарных групп, предназначенных для бытовых хозяйственных нужд. Сюда можно также отнести посуду, товары для строительства и ремонта. Английский термин household дает очень точное понимание этого товарного сегмента, поскольку в буквальном смысле он означает «домосодержание». Рынок хозтоваров (или сегмент household) достаточно велик и занимает второе место после продовольственной группы в общем объеме товаров повседневного спроса.

Существует такое понятие, как «классический» перечень хозтоваров. В него входят товары, имеющие самую высокую потребляемость: бытовая химия, средства сангигиены, инвентарь и принадлежности для уборки, прочие различные бытовые принадлежности (упаковочная пленка, пищевые пакеты, скотч, шпагат, мешки для мусора, ящики, бытовые аксессуары).

Благодаря своему огромному структурному многообразию, современный рынок хозтоваров бурно и активно развивается, несмотря даже на некоторые негативные тенденции в экономической отрасли. Основная часть продукции этого рынка (порядка 95%) приходится на импортируемые товары, прежде всего производимые в Китае. Доля российских производителей достаточно высока (до 90%) в сегменте товаров бытовой химии и сангигиены — это мыло, порошки, туалетная бумага и другие изделия. Как правило, при производстве продукции для сангигиены используется зарубежное сырье. Для бытовой же химии и простых полимерных товаров, наоборот, применяется сырье отечественное, это относится и к продукции А-брендов.

Сегодня отдельные передовые компании начали работать путем импортозамещения, налаживая в нашей стране производство товаров, которые традиционно импортируются из КНР. Такая тенденция уже назревала давно и происходящие в настоящее время экономические перемены должны только усилить ее.

Если рассматривать эко-тенденцию, то в России она находится в зачаточной стадии. Уже имеются на этот счет соответствующие предложения, однако, отечественный потребительский рынок и по объему, и по уровню потребления намного отстает от Запада.

В целом же российский рынок хозтоваров полностью соответствует общемировым трендам. Отличие лишь в том, что у нас потребление хозяйственных товаров ниже в несколько раз, чем в западных странах. По оценкам аналитиков в ближайшее пятилетие будет преобладать стабильный уровень годового роста потребления, который составит 10-15%.
Конкуренция на современном рынке хозтоваров достаточно высока. Причем даже низкий уровень цен не может быть гарантией успеха. Для продукции данного сегмента огромную значимость имеет узнаваемость бренда и высокие качественные показатели.

Наиболее востребованными товарами, как в быту, так и в организациях являются так называемые хозяйственные расходники. К ним относят, прежде всего, средства гигиены (бумажную гигиеническую продукцию, бытовую химию, мешки для мусора), а также простой инвентарь для уборки (тряпки и резиновые перчатки). Товары, использующиеся долговременный период, несколько уступают по объемам продажи расходникам. Например, к таким изделиям можно отнести уже более сложный уборочный инвентарь (ведра, швабры, стекломойки, баки).

Уровень наценки на ту или иную группу товаров зависит от определенных факторов: структуры ассортимента, от степени «массовости» разных товарных групп, от специфики бизнеса (опт или ритейл).

Рынок хозяйственных товаров — очень перспективная и привлекательная отрасль в плане развития бизнеса. В большинстве своем это продукция массовая, спрос на хозтовары стабильный и высокий. Однако на этом рынке большая конкурентность, поэтому стоит внимательно подходить к формированию матрицы и ценового позиционирования.

На сегодняшний день основная тенденция на рынке хозтоваров — изменение в структуре потребления. Большинство потребителей стали все чаще руководствоваться таким критерием, как качество, а не цена. Теперь они больше обращают внимание на внешний вид и оформление товара, а также на его функциональность.

С учетом этого производители стремятся, сохраняя основное предназначение продукта неизменным, создавать товары более оригинального исполнения, расширять диапазон их функциональных свойств и повышать эргономичность. Взять хотя бы обычный совок для мусора или простую швабру. Сегодня их выбор огромен — они различаются по исполнению, дизайну, наличию дополнительных приспособлений, например, совок со щеткой или швабра с механическим отжимом и т.д.

Однако появление здесь каких-либо принципиально новых изделий вряд ли возможно. Бытовые хозяйственные товары — это самые простые предметы для элементарных бытовых потребностей (поддержание порядка, чистоты и гигиены). Остается только повышать их функциональный уровень, что собственно и делают производители. К примеру, все те же швабры — они стали не деревянные, а пластиковые, у них появились разные съемные насадки и механизм отжима. То же самое можно сказать и о многих других бытовых хозяйственных товарах.